Профессиональные стандарты
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA

Нормативно-правовые основы внедрения профессиональных стандартов.

1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями)» Трудовой кодекс был дополнен статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», в которой даны следующие определения:

  • квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
  • профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

2. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 июля 2016 года и уточнивший понятие профессионального стандарта («профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции»), законодательно закрепил критерии обязательности применения этого документа всеми работодателями без исключения.

Статья 195.3 Трудового Кодекса Российской Федерации декларирует: «Если настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями»;

«характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональном стандарте и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».

3. Таким образом, профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, содержащий требования к образованию, опыту практической деятельности, дополнительному образованию и прочим особым условиям допуска к работе работника, а также структурированное описание содержания профессиональной деятельности в виде функциональной карты и характеристик обобщенных трудовых функций, представленных совокупностью конкретных трудовых функций, действий, умений и знаний.

Профессиональные стандарты применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие персонала, так и в сфере образования, создавая основу для разработки программ профессиональной подготовки и выбора наиболее эффективных методов оценки результатов обучения.

Для работодателей профессиональный стандарт – это основа для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

4. Структура профессионального стандарта определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014) и представлена четырьмя разделами:

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт как характеристика квалификации описывает вид профессиональной деятельности, а не должность, как это принято в квалификационных справочниках.

Профессиональные стандарты как характеристики квалификаций отражают общую квалификационно-уровневую структуру страны, отрасли, организации.

5. Национальная рамка квалификаций является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и использует принцип классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.

Национальная рамка квалификаций представлена девятью уровнями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (См. Приложение 1 НРК).

Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Для каждого уровня квалификации определены степень полномочий и личной ответственности, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации.

6. С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Именно с указанной даты профессиональные стандарты являются обязательными для применения всеми работодателями, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, если существуют иные нормативные документы, регламентирующие требования к описываемой в профессиональном стандарте квалификации, то профессиональный стандарт в части этих требований становится обязательным к применению всеми работодателями вне зависимости от формы собственности организации или статуса работодателя.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 Трудового кодекса под иными нормативными правовыми актами Российской Федерации имеются в виду нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности (например, приказы Минтранса России, Указания Центрального Банка России, Росатома и пр.).

В приложениях 2 и 3 представлены перечни категорий и должностей работников, для которых Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации.

Логика законодательства в данном случае сводится к тому, что профессиональный стандарт является рекомендательным документом с точки зрения перечня возможных трудовых функций и работодатель вправе сам определять функционал работников и фиксировать квалификационные требования в соответствии с ним.

Существует определённый перечень профессий, который требует соблюдения специфических и обязательных норм и требований в процессе профессиональной деятельности. Эти требования закреплены самостоятельными нормативными правовыми актами, федеральными законами и учтены профессиональными стандартами. Так, например, к процессу приготовления пищи (профессиональный стандарт «Повар») нельзя допускать работника, не имеющего медицинской книжки, а к работе по организации системы безопасности труда – специалиста, не имеющего профильного образования и опыта работы (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»).

7. Согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, обязательность соответствия наименований должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, наступает в том случае, если Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям предусмотрено предоставление         компенсаций и льгот либо данная деятельность имеет ограничения.

Условия предоставления льгот и компенсаций зафиксированы в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и известны как «Список №1» и «Список №2» вредных профессий.

К категории ограничений относятся такие особые условия допуска к работе, как наличие специального образования, медицинской книжки, возраст и пол работника и пр.

Таким образом, из общего перечня профессиональных стандартов можно выделить две категории:

  • профессиональные стандарты, которые в части наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним носят обязательный характер;
  • профессиональные стандарты, которые применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией труда.

Необходимо отметить, что исключительно рекомендательный характер некоторых профессиональных стандартов не означает для работодателей, что можно не задумываться о переходе на новую систему профессиональных квалификаций. Политика государства и векторы развития Национальной системы квалификаций четко определены национальными регуляторами процесса. Отмена существующих квалификационных справочников (ЕТКС, ЕКС), упразднение старых и появление ряда новых профессий, внедрение системы уровней квалификаций – все это перспективы ближайшего времени. Государство достаточно четко выражает намерение сделать политику предприятий и организаций в области управления квалификациями прозрачной для общества. Профессиональные стандарты необходимо рассматривать как инструмент влияния на:

  • эффективную организацию труда;
  • повышение производительности труда;
  • формирование кадровой политики и системы управления персоналом; совершенствование системы организации труда и его оплаты.

Таким образом, основными законодательными нововведениями, связанными с применением профессиональных стандартов, в настоящее время являются следующие тезисы:

  • для того чтобы профессиональные стандарты были обязательны для применения, требования к квалификации работника должны быть установлены каким-либо иным нормативным правовым актом;
  • форма собственности организации не влияет на обязательность применения профессиональных стандартов;
  • профессиональные стандарты являются основой для формирования кадровой политики организации и реализации кадровых процессов;
  • деятельность по введению профессиональных стандартов в практику управления персоналом должна реализовываться поэтапно на основе планов, утвержденных организациями.